Республиканское Юридическое Общество
+7 (495) 234-64-02
129366, г. Москва, проспект Мира, дом 150, ГК "Космос"

Порядок контроля в отношении саморегулируемых организаций

Федеральным Законом от 08.08.2001 N 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» установлен особый порядок контроля в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - членов саморегулируемой организации, солидарно несущих в соответствии с уставными документами субсидиарную ответственность за ущерб, причиненный членами указанной организации, вследствие несоблюдения обязательных требований, предъявляемых к профессиональной деятельности, являющейся предметом саморегулирования.

Согласно ст. 2 Закона о контроле саморегулируемая организация - некоммерческая организация, созданная путем объединения юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей и имеющая основной целью обеспечение добросовестного осуществления профессиональной деятельности членами саморегулируемой организации.
В п. 3 ст. 50 ГК предусмотрено, что некоммерческие организации могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), финансируемых собственником учреждений, благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных законом.
Согласно п. 4 ст. 50 ГК допускается создание объединений коммерческих и (или) некоммерческих организаций в форме ассоциаций и союзов.

Таким образом, определяющими критериями для применения особого порядка контроля являются:
- членство юридического лица или индивидуального предпринимателя в саморегулируемой организации;
- предусмотренная уставными документами саморегулируемой организации солидарная субсидиарная ответственность ее членов за причиненный ими ущерб;
- причинение ущерба вследствие несоблюдения обязательных требований к профессиональной деятельности, являющейся предметом саморегулирования.

В этой связи необходимо определить, прежде всего, некоммерческие объединения, предметом саморегулирования которых является добросовестная профессиональная деятельность их членов на основе установленных обязательных требований.
Очевидно, что особый порядок контроля не может быть применен к членам:
- потребительского кооператива, поскольку целью их объединения является удовлетворение материальных и иных потребностей, а не их профессиональная деятельность (ст. 116 ГК);
- общественных и религиозных организаций - по их субъективному составу и целям (ст. 117 ГК);
- фондов - ввиду отсутствия членства и иных целей деятельности (ст. 118 ГК).

Таким образом, из всех видов некоммерческих объединений, предусмотренных ГК, на членов которых может быть распространен особый порядок контроля, таковыми являются ассоциации и союзы.
Однако этот порядок может быть применен лишь в том случае, если в уставных документах ассоциации или союза предусмотрена взаимная солидарная субсидиарная ответственность членов указанных объединений за причиненный одним из них ущерб.

Указанный вид ответственности характеризуется тем, что во-первых, ответственность за ущерб несут все члены объединения (солидарная ответственность), и, во-вторых, ответственность является дополнительной к ответственности непосредственного причинителя ущерба (субсидиарная ответственность).

Непременным условием применения особого порядка контроля является также наличие в уставных документах ассоциации или союза обязательных требований к профессиональной деятельности их членов, которые соответствуют целям создания объединения.

В ст. ст. 121 - 123 ГК, регулирующих деятельность ассоциаций и союзов, указанный вид ответственности и требования не отражены.

Уставными документами ассоциации и союза являются учредительный договор, подписанный их членами, и утвержденный ими устав. При отсутствии в них упомянутых условий особый порядок контроля не может быть установлен.

В ГК упомянуты не все формы объединений юридических лиц, существующих на практике, - концерны, корпорации и др.

При наличии всех трех вышеуказанных условий может быть установлен особый порядок контроля, существо которого состоит в том, что плановые мероприятия по контролю проводятся в отношении не всех членов, а в отношении 10 процентов от общего числа членов саморегулируемой организации, но не менее чем в отношении двух членов этой организации, определяемых по выбору органа государственного контроля (надзора).

В установлении особого порядка контроля может быть отказано при наличии у органа государственного контроля оснований для проведения внеплановых мероприятий по контролю. Решение руководителя органа государственного контроля об этом может быть обжаловано в установленном порядке (административном или судебном).
В п. 7 ст. 7 Закона о контроле регулируется случай, когда в ходе проведения плановой проверки выявлены нарушения обязательных требований членами саморегулируемой организации.

При этом речь идет об обязательных требованиях в том смысле, который дан этому термину в понятии "государственный контроль (надзор)" в ст. 2 Закона о контроле, а не в значении малопонятных требований к профессиональной деятельности, упомянутых в п. 6 ст. 7.

В указанном случае проверяющие должностные лица обязаны сообщить саморегулируемой организации об обнаруженных нарушениях.

Обнаружение при плановой проверке нарушений у одного из членов саморегулируемой организации является основанием для принятия решения о проведении внеплановых мероприятий в отношении любых других ее членов.
Нарушения, обнаруженные при внеплановой проверке, являются основанием принятия решения об отмене установленного порядка выборочной проверки членов саморегулируемой организации и, следовательно, проведения мероприятий в отношении всех членов организации.

Такое решение в письменной форме с указанием нарушений и обстоятельств, вызвавших его принятие, доводится до сведения саморегулируемой организации в течение трех дней с даты его принятия.
В отдельных сферах государственного контроля (надзора) федеральными законами или в установленном ими порядке могут быть установлены особенности проведения мероприятий по контролю с учетом положений настоящего Закона о контроле (п. 8 ст. 7).

Гончарова С.И., Республиканское юридическое общество