Республиканское Юридическое Общество
+7 (495) 234-64-02
129366, г. Москва, проспект Мира, дом 150, ГК "Космос"

Правовые аспекты института лицензирования хозяйственной деятельности

Несмотря на обширную нормативную базу, правовой аспект института лицензирования исследован недостаточно. Дискуссионным является вопрос о сущности и юридической природе этого института.

По мнению Ж.А. Ионовой, лицензирование является формой легитимации предпринимательства . Но такое определение не адекватно содержанию понятия и ничего не дает для раскрытия его внутренних свойств. О. Олейник считает, что "лицензирование - это правовой режим начала и осуществления отдельных признанных законодательством видов предпринимательской деятельности, предполагающий:
государственное подтверждение и определение пределов права на ведение хозяйственной деятельности;
государственный контроль за осуществлением деятельности;
возможность прекращения деятельности по особым основаниям органами государства" .

В данном определении речь идет о праве, которое появляется у юридического лица при лицензировании, однако не раскрывается содержание этого права. Юридическое назначение лицензирования состоит не в конкретизации пределов имеющейся у лица правоспособности, а в ее легитимации.

Наиболее близко к пониманию сущности лицензирования подошла А.И. Цихоцкая, которая считает, что реальным содержанием лицензирования является организационно - корректирующее воздействие государства на управляемый объект и что лицензирование - это одна из функций государственного управления, то есть один из наиболее общих и типичных способов воздействия государства на хозяйствующих субъектов . Но и данное определение не раскрывает правового содержания лицензирования.

Неоднозначность приведенных определений института лицензирования обусловливает необходимость постановки вопроса о сущности (юридической природе) прав, предоставляемых лицензией на осуществление отдельных хозяйственных операций. Эти права могут быть либо основанием правоспособности субъекта правоотношений, либо основанием субъективного права, предоставляемого разрешительным порядком в рамках имеющейся правоспособности. Таким образом, следует определить конституирующие признаки правоспособности и субъективного права.

По мнению С.Н. Братуся, правоспособность, как самостоятельная категория, имеет значение и ценность лишь в качестве выражения абстрактной, то есть общей возможности быть носителем прав и обязанностей. В отличие от правоспособности субъективное право - это принадлежащее данному субъекту наличное, существующее право. В содержание субъективного права входят конкретные проявления правоспособности как правомочия, которые действительно могут быть реализованы данным лицом .

Конституирующим признаком правоспособности является абстрактный характер имеющейся у юридического лица возможности быть носителем прав и обязанностей. К свойствам, определяющим абстрактность такой возможности, относятся: неоднократность повторения юридически значимых действий, не требующих каждый раз правовой легитимации для их совершения; неопределенность конкретного содержания этих юридически значимых действий в рамках имеющихся возможностей; относительная неопределенность конкретных объектов гражданских прав, в отношении которых совершаются юридически значимые действия. Все это в полной мере относится к тем правам, которые возникают у субъекта правоотношений при получении лицензии на определенный вид деятельности, вследствие чего их можно идентифицировать как элемент правоспособности, а не как субъективное право.
Конституирующими признаками субъективного права являются конкретность предоставляемых субъекту правомочий и разовость действий, осуществляемых в рамках этих правомочий.

Правильное понимание соотношения правоспособности и субъективного права позволяет сделать вывод о юридической природе института лицензирования, где объектом выступает собственно хозяйственная деятельность. Она состоит в легитимации правоспособности (в области действия локальных запретов при общем дозволении) или наделении специальной правоспособностью лиц (при общем запрете) в сферах общественных отношений, которые государство определило сферами своих публичных интересов. Если же объектом лицензирования является отдельная хозяйственная операция, то юридическая природа лицензирования состоит в предоставлении лицу субъективного права на реализацию имеющейся правоспособности.

Правореализующая деятельность уполномоченных государственных органов в рамках правоотношений лицензирования состоит:
1) в государственном подтверждении законности вхождения субъекта правоотношений в хозяйственный оборот;
2) в наделении субъектов специальной правоспособностью с определением ее пределов в сфере действия общего запрета или легитимации правоспособности в сфере действия локального запрета при общем дозволении - если объектом лицензирования является конкретный вид деятельности; или же предоставление субъективного права на реализацию имеющейся правоспособности - если объектом выступает отдельная хозяйственная операция.

В совокупности правовые нормы, регулирующие данные правоотношения, составляют правовой институт лицензирования.

Встает вопрос о его отраслевой принадлежности. Как полагает О. Олейник, "в масштабах гражданского права конструирование института лицензирования теоретически и практически невозможно, поскольку предмет регулирования и его метод явно выходят за рамки указанных принципов. Вполне обоснованным представляется лицензирование хозяйственной деятельности как самостоятельный институт хозяйственного права" .

Но поскольку вопрос о формировании самой отрасли хозяйственного права в настоящее время является дискуссионным, нельзя всерьез ставить вопрос об отнесении института лицензирования к этой отрасли. Более близок к отраслевой квалификации института лицензирования В. Кувшинов, который считает, что "лицензирование внешней торговли в международной практике принято называть "нетарифным" государственным регулированием экспортных и импортных операций, или иначе - "административными инструментами" регулирования внешней торговли" .

Предметом института лицензирования являются правоотношения, опосредующие управляющие воздействия управомоченных органов управления на хозяйствующие субъекты, исходя из публичных интересов государства и личности.

Основным методом регулирования правоотношений в рамках этого института является императивный метод, существенно ограничивающий автономию воли их субъектов, предписывающий им модель поведения или запрещающий какие-либо юридически значимые действия.

Все это в полной мере позволяет идентифицировать лицензирование как институт административного права.
Необходимо определить объекты правоотношений института лицензирования.

В юридической литературе под объектами правоотношений понимаются материальные, духовные и иные социальные блага, которые служат удовлетворению интересов и потребностей граждан и организаций и по поводу которых субъекты права вступают в правоотношения и осуществляют свои субъктивные права .
Исходя из такого понимания объектов правоотношений, следует согласиться с позицией О. Олейник, которая к объектам лицензирования относит:
1) собственно хозяйственную деятельность, которая не ограничена количественными критериями и носит длящийся характер (лицензирование видов деятельности);
2) отдельные хозяйственные операции, исчерпывающиеся однократным действием и имеющие количественные признаки .
В результате лицензирования хозяйственной деятельности легитимируется правоспособность субъектов правоотношений в области действия локального запрета при общем дозволении (к примеру, лицензирование лизинговой деятельности) либо же субъекты правоотношений наделяются специальной правоспособностью на осуществление лицензируемых видов деятельности в сфере действия общего запрета (внешнеторговая деятельность в сфере военно - технического сотрудничества).

Результатом лицензирования отдельных хозяйственных операций является субъективное право на реализацию уже имеющейся специальной правоспособности, характеризующееся строго определенным перечнем конкретных дозволений, записанных в лицензии, и разовым характером осуществления этих действий, требующих каждый раз принятия нового правового акта управомоченного органа для совершения аналогичных, но имеющих другое содержание, действий субъектов правоотношений.

Субъектами правоотношений лицензирования являются:
1) управомоченные органы управления, которые своей правореализующей деятельностью выражают публичные интересы государства в конкретно определенных сферах общественных отношений. В соответствии с п. 1 ст. 49 ГК РФ перечень сфер публичных интересов, отнесенных к объектам правоотношений института лицензирования, должен определяться законом;
2) хозяйствующие субъекты, экономическая деятельность которых является объектом государственного внимания и подлежит контролю.

Гончарова С.И., Республиканское юридическое общество