Республиканское Юридическое Общество
+7 (495) 234-64-02
129366, г. Москва, проспект Мира, дом 150, ГК "Космос"

Развитие отдельных форм государственно-частного партнерства

Анализ форм и методов осуществления государственно-частного партнерства в различных отраслях экономики свидетельствует о возможностях сотрудничества публичных образований и государственных организаций с представителями частного бизнеса в различных формах:
- наиболее распространенным методом партнерства является заключение концессионных соглашений (однако необходимо учитывать ограниченность использования данной формы с учетом установленного п. 1 ст. 4

Федерального закона от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" закрытого перечня объектов концессионного соглашения);
- заключение инвестиционных соглашений;
- заключение иных договоров гражданско-правового характера (совместной деятельности, сотрудничестве и управлении, реализации государственных и иных программ, лизинговых договоров и других);
- создание государственных корпораций;
- создание смешанных компаний или присоединение государственных образований и/или частных партнеров к существующим компаниям.

Наиболее перспективным с точки зрения соблюдения прав частного бизнеса и возможности принятия самостоятельных бизнес-решений видится создание смешанных компаний с инвестированием в уставные капиталы хозяйственных обществ. Создание хозяйственных обществ возможно как путем преобразования унитарного предприятия, так и внесением государственного имущества в качестве вклада в уставный капитал.

Порядок создания хозяйственного общества (в том числе состав вкладов в уставный капитал, порядок и сроки его формирования, состав учредителей) регулируется нормами ГК РФ и получает развитие в специальных федеральных законах (например, Федеральные законы от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" и от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью"). Вопросы участия публично-правовых образований в уставных капиталах хозяйственных обществ также регулируются ГК РФ, который определяет статус публично-правовых образований как субъекта гражданско-правовых отношений в целом и как участника хозяйственных обществ в частности, а также специальным по отношению к ГК РФ Федеральным законом от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях".

Кроме того, поскольку участие государственных организаций в уставных капиталах хозяйственных обществ предполагает передачу имущества, находящегося в государственной собственности, в собственность хозяйственного общества, к указанным отношениям применяются императивные правила Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества".

В соответствие со ст. 13 указанного закона установлен закрытый перечень способов приватизации государственного имущества:
1) преобразование унитарного предприятия в открытое акционерное общество;
2) продажа государственного или муниципального имущества на аукционе;
3) продажа акций открытых акционерных обществ на специализированном аукционе;
4) продажа государственного или муниципального имущества на конкурсе;
5) продажа за пределами территории Российской Федерации находящихся в государственной собственности акций открытых акционерных обществ;
6) продажа акций открытых акционерных обществ через организатора торговли на рынке ценных бумаг;
7) продажа государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения;
8) продажа государственного или муниципального имущества без объявления цены;
9) внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ;
10) продажа акций открытых акционерных обществ по результатам доверительного управления.

В условиях создания на базе Предприятия самостоятельного хозяйственного общества видится необходимым подробнее осветить следующие способы приватизации:
-  преобразование унитарного предприятия в открытое акционерное общество;
- внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ.

При выборе способа приватизации имущества Предприятия необходимо помнить о специфике участия государственных организаций в хозяйственных обществах, которая напрямую зависит от правовой формы государственного юридического лица, а также объема его вещных прав на имущество, вносимое в уставный капитал хозяйственного общества.

В рассматриваемом случае речь идет о правовой форме государственного унитарного предприятия, обладающем обособленным имуществом на праве хозяйственного ведения. 

Пределы распоряжения имуществом, принадлежащим Предприятию, устанавливаются ст. 295 ГК РФ. Так, в соответствие с п. 2 указанной статьи Предприятие не вправе продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия собственника. Остальным имуществом (не являющимся недвижимым имуществом на праве хозяйственного ведения), принадлежащим предприятию, оно распоряжается самостоятельно, за исключением случаев, установленных законом или иными правовыми актами. В соответствие со ст. 6 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" унитарные предприятия могут быть участниками (членами) коммерческих организаций. Однако решение об участии унитарного предприятия в коммерческой или некоммерческой организации может быть принято только с согласия собственника имущества унитарного предприятия. На основании ст. 2 указанного закона от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют органы государственной власти Российской Федерации или органы государственной власти субъекта Российской Федерации в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. Исключение установлено только для Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом".

Статьей 25 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества", предусмотрено, что внесение государственного имущества, а также исключительных прав в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных обществ (допустимой формой хозяйственного общества будет являться открытое акционерное общество) допускается по решению соответственно Правительства Российской Федерации или органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. При этом доля акций открытого акционерного общества, находящихся в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования и приобретаемых соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием, в общем количестве обыкновенных акций этого акционерного общества не может составлять менее чем 25 процентов плюс одна акция, если иное не установлено Президентом Российской Федерации в отношении стратегических акционерных обществ. Согласно п. 2 указанной статьи внесение государственного имущества, а также исключительных прав в уставные капиталы открытых акционерных обществ может осуществляться:
при учреждении открытых акционерных обществ;
в порядке оплаты размещаемых дополнительных акций при увеличении уставных капиталов открытых акционерных обществ.

Согласно п. 3 той же статьи внесение государственного или муниципального имущества, а также исключительных прав в качестве оплаты размещаемых дополнительных акций открытого акционерного общества может быть осуществлено при соблюдении следующих условий:
открытое акционерное общество в соответствии с законодательством Российской Федерации об акционерных обществах приняло решение об увеличении уставного капитала посредством размещения дополнительных акций, оплата которых будет осуществляться в том числе государственным или муниципальным имуществом (с указанием вида такого имущества), а также исключительными правами, принадлежащими Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию (с указанием объема, пределов и способа использования соответствующих исключительных прав);
дополнительные акции, в оплату которых вносятся государственное имущество, муниципальное имущество и (или) исключительные права, являются обыкновенными акциями;
оценка государственного или муниципального имущества, вносимого в оплату дополнительных акций, проведена в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.

Кроме того, при внесении государственного имущества, а также исключительных прав в качестве вклада в уставный капитал открытого акционерного общества количество акций, приобретаемых в собственность Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, доля этих акций в общем количестве обыкновенных акций открытого акционерного общества и стоимость государственного или муниципального имущества, вносимого в качестве вклада в уставный капитал открытого акционерного общества (цена приобретения указанных акций), определяются в соответствии с Федеральным законом "Об акционерных обществах" (п. 3 ст. 34 устанавливает необходимость привлечение независимого оценщика при оплате акций неденежными средствами для определения рыночной стоимости такого имущества. Величина денежной оценки имущества, произведенной учредителями общества и советом директоров (наблюдательным советом) общества, не может быть выше величины оценки, произведенной независимым оценщиком) и законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности (ст. 8 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" предусмотрена обязательность проведения оценки объектов оценки в случае вовлечения в сделку объектов оценки, принадлежащих полностью или частично Российской Федерации, субъектам Российской Федерации).

Таким образом, внесение в уставный капитал государственного имущества, принадлежащего Предприятию на праве хозяйственного ведения, допускается только в качестве вклада в уставный капитал открытого акционерного общества, при получении взамен не менее, чем 25 процентов плюс одна акция указанного ОАО и на основании соответствующего решения Правительства РФ или органа исполнительной власти субъекта РФ.  

Вторым способом создания хозяйственного общества на базе имущества Предприятия является его преобразование в открытое акционерное общество. Преобразование юридического лица - это одна из форм реорганизации (ст. 57 ГК РФ), при которой подразумевается изменение организационно-правовой формы юридического лица (п. 5 ст. 58 ГК РФ). Однако при преобразовании унитарного предприятия происходит еще и смена собственника его имущества: было публично-правовое образование, стало юридическое лицо (п. 32 Постановления Пленума ВС РФ от 17.03.2004 N 2). Эта особенность предопределяет другую отличительную черту преобразования унитарного предприятия в акционерное общество: такое преобразование является одним из способов приватизации государственного и муниципального имущества (п. 1 ст. 13 Закона о приватизации). Таким образом, в результате преобразования ГУП (МУП) в ОАО собственником акций становятся РФ, субъект РФ или муниципальное образование (ст. 39 Закона о приватизации).

В соответствие со ст. 37 Закона о приватизации открытое акционерное общество, созданное путем преобразования унитарного предприятия, становится правопреемником этого унитарного предприятия в соответствии с передаточным актом, составленным в порядке, предусмотренном статьей 11 настоящего Федерального закона, со всеми изменениями в составе и стоимости имущественного комплекса унитарного предприятия, произошедшими после принятия решения об условиях приватизации имущественного комплекса этого унитарного предприятия.
Подготовительным этапом приватизации является подготовка прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества. На его основе собственник имущества принимает решение о приватизации. Согласно п. 1 ст. 11 Закона о приватизации состав подлежащего приватизации имущественного комплекса унитарного предприятия определяется в передаточном акте. Именно на основании этого документа все права и обязанности преобразованного Предприятия переходят акционерному обществу (п. 4 ст. 58 ГК РФ). Передаточный акт составляется на основе данных инвентаризации унитарного предприятия, аудиторского заключения, документов о земельных участках и правах на них.

При подготовке решения о приватизации осуществляются следующие мероприятия (п. 6 Письма Минимущества России от 06.06.2002 N АБ-2/10099):
- инвентаризация имущества и обязательств. Оценка выявленных инвентаризацией неучтенных объектов производится с учетом рыночных цен, на основании отчета об оценке, составленного в соответствии с Федеральным законом от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации";
- составление промежуточного баланса и его аудиторская проверка. Промежуточный баланс и иные отчетные документы унитарного предприятия составляются в объеме и по формам годовой бухгалтерской отчетности.
Также на данном этапе закрепляется способ приватизации унитарного предприятия, поскольку преобразование

Предприятия в ОАО не является единственным вариантом отчуждения имущества из государственной собственности. К примеру, приватизация возможна посредством продажи имущества на аукционе, путем проведения конкурса, публичного предложения и т.д., исчерпывающий перечень способов приватизации приведен в ст. 13 Закона о приватизации. Если при приватизации имущественного комплекса унитарного предприятия размер уставного капитала, определяемого по правилам ст. 11 Закона о приватизации, превышает 100 000 руб., то приватизация осуществляется только путем преобразования.

В связи с этим одним из ключевых моментов при подготовке решения о приватизации являются:
- расчет балансовой стоимости подлежащих приватизации активов унитарного предприятия;
- определение размера уставного капитала, количества и номинальной стоимости акций (состава совета директоров и ревизионной комиссии, устава общества).

На основании ст. 2 Закона "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют органы государственной власти Российской Федерации или органы государственной власти субъекта Российской Федерации в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.  Таким образом, принятие решение о преобразовании Предприятия в открытое акционерное общество возможно только по решению органов государственной власти Российской Федерации или органов государственной власти субъекта Российской Федерации. В соответствие со ст. 39 Закона о приватизации управление созданным путем преобразования Предприятия открытым акционерным обществом производится также Правительством Российской Федерации и (или) уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, специализированным государственным учреждением или специализированными государственными учреждениями, а в случаях, предусмотренных федеральным законом, государственной корпорацией.

В соответствие п. 4 ст. 40 Закона о приватизации допускается вхождения в уставный капитал частных партнеров следующим способом:
- увеличение уставного капитала указанного акционерного общества путем дополнительного выпуска акций может осуществляться с уменьшением доли государства или муниципального образования в случае принятия положительного решения Правительством Российской Федерации, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации и только при условии сохранения государством своей доли в размере не менее чем 50 процентов голосов плюс одна голосующая акция.

Таким образом, преобразование Предприятия в открытое акционерное общество производится на основании соответствующего решения органа исполнительной власти Российской Федерации или субъекта Российской Федерации. В дальнейшем возможно уменьшение доли государства (с сохранением 50 процентов плюс одна акция) путем увеличения уставного капитала для чего необходимо получить положительное решение Правительства РФ или органа исполнительной власти субъекта РФ.

Гончарова С.И., Республиканское юридическое общество