Республиканское Юридическое Общество
+7 (495) 234-64-02
129366, г. Москва, проспект Мира, дом 150, ГК "Космос"

Специальные мероприятия по превентивному предотвращению конфликтов

Ситуация.
   

Современная крупная компания (группа компаний) при осуществлении предпринимательской деятельности неизбежно сталкивается с рядом проблем в ходе конфликтных ситуаций. Способы достижения экономически выгодного результата компаний нередко выходят за формальные рамки правового поля и влекут ответные действия государственных органов. Интересы сотрудников государственного органа в деле разрешения конфликта зачастую носят личный характер.
   
Во всех случаях имеется противопоставление интересов таких субъектов как компания, государственный орган (иные лица, чьи интересы приводят к активизации действий госоргана), сотрудники государственного органа. Разрешить такое противостояние значительно труднее, чем предотвратить его, причем так называемый «решенный» конфликт отнюдь не означает, что он не повторится в ближайшей временной перспективе. К примеру, существует  возможность обмена информацией среди сотрудников различных госорганов и иных лиц о проблемных точках компании, а значит, и возможность повторного разворачивания конфликта.
   
В настоящее время большинство крупных компаний (групп компаний) имеет штат квалифицированных специалистов в различных областях, связанных с управлением компанией: топ-менеджеров, юристов, экономистов и др. Их повседневная деятельность, а отсюда, и круг профессиональных вопросов ограничен теми задачами, которые решают ежедневно. В сфере решаемых задач они тяготеют к той или иной специализации. И вполне понятно, что корпоративный юрист, знающий все тонкости организации деятельности компании сталкивается с объективными трудностями при возникновении конфликта интересов компании и государственных органов, взаимодействия с ними, решении конфликта в суде. Экономист, занимающийся планированием развития компании либо маркетингом продукции, по очевидным причинам не сможет предусмотреть нанесение ущерба интересам, включая денежную составляющую, действиями проверяющих органов и предсказать размер ущерба в прогнозе годового развития.
   
И только при возникновении необратимых трудностей у специалистов компании с решением конкретного конфликта, руководство обращается в специализированные фирмы, которые готовы предпринять все возможные действия в интересах компании. Специализированная фирма оказывает квалифицированную помощь, однако несвоевременное обращение и специфика работы с госорганами не часто приводит к желаемому результату.  Причем оплата услуг фирмы зависит от количественного показателя выполняемых фирмой действий или затраченных на разрешение конфликта рабочих часов, а не фактом разрешения конфликтной ситуации. Чем больше конфликтных ситуаций, тем больше работы у фирмы.
     
Таким образом, основная задача компании состоит не в разрешении конкретного конфликта, а в предотвращении самой возможности существования конфликтной ситуации. Проблемные точки компании должны не маскироваться, а ликвидироваться, что позволяет привести бизнес в строгое соответствие с формальными требованиями закона, и, следовательно, к предотвращению конфликтов.

Этапы.

Этап 1. Установление факта конфликтной ситуации.

На данном этапе проводится выявление проблемных точек компании, на основании сведений, полученных из источников информации о конфликте, решается вопрос о необходимости ликвидации конфликта на будущее.
 
Области конфликта:
-налоговые правоотношения;
-экономические правоотношения;
-трансфертное ценообразование и монополистическая деятельность;
-отношения при банкротстве, ликвидации и реорганизации предприятий;
-правоотношения, регулируемые законодательством о природных ресурсах;
-гражданско-правовые и уголовно-правовые последствия сделок;
-политические последствия деятельности компании;
-конкурентная борьба.

Источники информации:
-доклады, отчеты, справки сотрудников подразделений компании;
-отчеты аудиторов компании;
-прогнозы развития и реформирования бизнеса;
-внешние источники (ФНС, МВД, ФСБ, ФСФМ, Минфин и т.д.);
-«трафареты», примененные к аналогичным (конкурентным) компаниям;
-анализ правоприменительной практики в аналогичных ситуациях;
-политические тенденции.

Этап 2. Правовой аудит.


Всесторонне и комплексно исследуется конфликтная ситуация. Данный этап включает правовое обоснование наличия конфликта с учетом изменений в федеральном, региональном и местном законодательстве, предусматривает применение метода сравнительного анализа для выявления основных критериев, на которые влияет наличие конфликтной ситуации. Происходит расщепление конфликта на отдельные действия и проблемы, которые вызвали его появление, т.е. определяются предпосылки возникновения конфликта. Проводятся работы по консолидации и анализу обязательств компании в различных сферах (налоговые обязательства, договорные, иные), производится контроль за законностью и полнотой исполнения обязательств в целях своевременности обнаружение возможности назревания конфликта, своевременности его предупреждения.

Оценка последствий развития конфликта.

На основании полученной информации о правовых, экономических и иных направлениях развития конфликта определяют круг его последствий. Фактические данные о развитии конфликта сопоставляются с планами реформирования и развития компании. Результаты проверок и ревизий, проведенных в рамках правового аудита деятельности компании и ее планов по реформированию бизнеса, обобщаются и сводятся в единый аналитический отчет для руководства, где проводится анализ изменения активов и обязательств по результатам консолидации обязательств и полноты их анализа. Последствия подлежат оценке с учетом того или иного варианта развития конфликта или его разрешения.

Этап 3. Определение действий сторон конфликта.


На основе моделирования вариантов развития конфликта производится определение как наиболее распространенных действий субъектов конфликта, так и оптимального поведения субъектов с точки зрения соотношения правовых и экономических затрат по разрешению конфликта. Анализируются факторы, влияющие на отклонение поведения с учетом сложившихся обстоятельств, планов реформирования компании.  

Применение метода сравнительного анализа ситуации.

Варианты развития конфликта определяются на основании применения метода сравнительного анализа ситуации, расщепления конфликта по различным показателям на некоторое число составляющих, отвечающих за моделирование вариантов развития ситуации. Критерии изучения конфликтной ситуации достаточно определены и систематизированы, что позволяет применять метод сравнительного анализа ситуации для исследования большого числа конфликтов.

Этап 4. Мероприятия по профилактике, предотвращению и/или локализации конфликта.

Данный этап характеризуется наличием информации о проблемных точках компании и возможных нарушениях, которые могут быть ими вызваны. Предлагаются пути предотвращения нарушений как на основе ликвидации проблемных точек, так и на основе переноса центра тяжести на более мелкие санкции, возникающие вследствие действия конфликта. Фактически проводятся мероприятия по профилактике, предотвращению и/или локализации конфликта.

Сценарии развития событий.

Производится описание различных вариантов развития событий, определяются наиболее приемлемые из них для самой компании, с учетом пожеланий руководящего состава.

Моделирование действий сторон конфликта.


Предлагаются различные варианты поведения сторон также с учетом оптимального варианта разрешения конфликта, деятельность подразделений компании анализируется с позиций оптимизации бизнес-процессов и минимизации возможных рисков.

Специальные консультации (руководители и действующие сотрудники государственных органов, судьи и т.д.)
Возможность получения необходимых консультаций сотрудников государственных органов позволяет получить инсайдерскую информацию по предотвращению конфликта наиболее оптимальным путем.

Гончарова С.И., Республиканское юридическое общество