Республиканское Юридическое Общество
+7 (495) 234-64-02
129366, г. Москва, проспект Мира, дом 150, ГК "Космос"

Виды и налогообложение рекламных акций

Специального определения рекламной акции в законодательстве нет. Но в ст.2 Федерального закона от 18.07.1995 N 108-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе) есть определение рекламы, которое следует использовать при решении вопроса об отнесении расходов организации к рекламным. Реклама - это распространяемая в любой форме, с помощью любых средств информация об организации, товарах, идеях и начинаниях (рекламная информация), которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать или поддерживать интерес, как к самой организации, так и к товарам, идеям и начинаниям и способствовать реализации этих товаров, идей и начинаний.
      
Рекламная акция - это мероприятие, направленное на увеличение объемов продаж, на привлечение внимания потребителей к продукции, на упрочение положения организации на рынке. Мероприятие это дорогостоящее. Поэтому все должно быть тщательно спланировано, то есть определены цели, стратегия, формы и методы, а также бюджет рекламной акции. Для этого необходимо разработать программу рекламной акции.
Самостоятельным видом рекламных акций считаются промоакции.


1. Промоутерская акция

Промоутерская акция – разновидность рекламной акции. Промоакция  - рекламное мероприятие, в ходе которого потенциальным покупателям предлагается продегустировать (применить) реализуемую продукцию; как правило, проводятся для того, чтобы привлечь внимание потребителей к новому продукту.
       
Промоакции носят рекламный характер, если ориентированы на неопределенный круг лиц. В соответствии с пп. 28 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса РФ, к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг), деятельности налогоплательщика, товарного знака и знака обслуживания, включая участие в выставках и ярмарках, с учетом положений п. 4 ст. 264 НК РФ.

Пунктом 4 ст. 264 НК РФ установлено, что к расходам организации на рекламу в целях гл. 25 НК РФ относятся:
расходы на рекламные мероприятия через средства массовой информации (в том числе объявления в печати, передача по радио и телевидению) и телекоммуникационные сети;
расходы на световую и иную наружную рекламу, включая изготовление рекламных стендов и рекламных щитов;
расходы на участие в выставках, ярмарках, экспозициях, на оформление витрин, выставок-продаж, комнат образцов и демонстрационных залов, изготовление рекламных брошюр и каталогов, содержащих информацию о реализуемых товарах, выполняемых работах, оказываемых услугах, товарных знаках и знаках обслуживания, и (или) о самой организации, на уценку товаров, полностью или частично потерявших свои первоначальные качества при экспонировании.

Расходы налогоплательщика на приобретение (изготовление) призов, вручаемых победителям розыгрышей таких призов во время проведения массовых рекламных кампаний, а также расходы на иные виды рекламы, не указанные в абз. 2 - 4 данного пункта, осуществленные им в течение отчетного (налогового) периода, для целей налогообложения признаются в размере, не превышающем 1 процента выручки от реализации, определяемой в соответствии со ст. 249 НК РФ.

Расходы на промоакцию должны быть документально подтверждены. Можно составить смету расходов и указать в ней стоимость переданных товаров и аренды торгового оборудования, зарплату промоутеров и т.д. Передачу товаров (продукции) на проведение промоакции необходимо оформить накладной на внутреннее перемещение, передачу товаров, тары по форме N ТОРГ-13. Так же документальным подтверждением расходов служит отчет о проведении рекламной акции, в рамках которой покупателям вручались подарки (с указанием количества переданного товара), и накладная на передачу товаров лицу, ответственному за их вручение.
      
Во избежание проблемы с учетом расходов организации следует иметь в наличии документы, например маркетинговую политику, подтверждающую, что затраты произведены именно в рекламных целях. Кроме того, необходимо принять во внимание, что перечень расходов на рекламу, учитываемых при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль в полном объеме, установлен п. 4 ст. 264 НК РФ и является исчерпывающим. Расходы на иные виды рекламы являются нормируемыми и признаются в размере, не превышающем 1 процент выручки от реализации.
      
Арбитражная практика склоняется к тому, что расходы на проведение рекламных акций могут быть признаны рекламными. Ведь в данном случае круг потребителей рекламы является неопределенным (Постановление ФАС Московского округа от 09.11.2006, 16.11.2006 N КА-А40/10964-06 по делу N А40-11768/06-129-84).
      
Что касается налогообложения у физического лица, то в соответствии с п. 28 ст. 217 НК РФ не подлежат налогообложению налогом на доходы физических лиц доходы, не превышающие 4000 руб., полученные налогоплательщиком за налоговый период в виде подарков от организаций.

Согласно ст. 24 НК РФ налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с НК РФ возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему РФ.
Также обращаем внимание,  что при получении физическими лицами от организации дохода в виде подарка стоимостью, не превышающей 4000 руб., организация не признается налоговым агентом, поскольку в таких случаях на организацию не возлагается обязанность исчисления, удержания у налогоплательщика и перечисления налога на доходы физических лиц.

Соответственно, организация не обязана представлять в налоговые органы сведения о таких доходах, полученных физическими лицами. Данный вывод содержится в Письме Минфина России от 26.07.2007 N 03-04-06-01/264.

2. Стимулирующая лотерея
       
Также организация может оформить рекламную акцию в установленном Федеральным законом от 11.11.2003г. № 138-ФЗ «О лотереях» (далее – Закон) порядке.
      
В соответствии с п. 1 ст. 2 Закона под лотереей понимается игра, которая проводится в соответствии с договором и в которой одна сторона (организатор лотереи) проводит розыгрыш призового фонда лотереи, а вторая сторона (участник лотереи) получает право на выигрыш, если она будет признана выигравшей в соответствии с условиями лотереи.

Подпунктом 2 п. 3 ст. 3 Закона предусмотрено, что лотерея, право на участие в которой не связано с внесением платы и призовой фонд которой формируется за счет средств организатора лотереи, является стимулирующей лотереей.
Для проведения стимулирующей лотереи требуется направить уведомление в орган государственной власти, курирующий лотереи, которым является на настоящий момент Федеральная налоговая служба (п.5.1.8. Положения о Федеральной налоговой службе от 30.09.2004г. № 506).                         

Согласно п.2-3 ст.7 Закона  уведомление о проведении стимулирующей лотереи должно содержать указание на срок, способ, территорию ее проведения и организатора такой лотереи, а также наименование товара (услуги), с реализацией которого непосредственно связано проведение стимулирующей лотереи. К уведомлению прилагаются следующие документы:
1) условия стимулирующей лотереи;
2) описание способа информирования участников стимулирующей лотереи о сроках проведения стимулирующей лотереи и ее условиях;
3) описание признаков или свойств товара (услуги), позволяющих установить взаимосвязь такого товара (услуги) и проводимой стимулирующей лотереи;
4) описание способа заключения договора между организатором стимулирующей лотереи и ее участником;
5) описание способа информирования участников стимулирующей лотереи о досрочном прекращении ее проведения;
6) засвидетельствованные в нотариальном порядке копии учредительных документов организатора стимулирующей лотереи;
7) порядок хранения невостребованных выигрышей и порядок их востребования по истечении сроков получения выигрышей.

3. Уведомление о проведении стимулирующей лотереи с приложением документов должно быть направлено организатором стимулирующей лотереи в указанный в части 1 настоящей статьи соответствующий уполномоченный орган не менее чем за двадцать дней до дня проведения стимулирующей лотереи. Указанный орган в течение пятнадцати дней со дня получения такого уведомления имеет право запретить проведение стимулирующей лотереи по одному из следующих оснований:
1) представление неполного комплекта документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом;
2) несоответствие представленных документов требованиям настоящего Федерального закона;
3) представление недостоверных сведений;
4) наличие у организатора лотереи задолженности по уплате налогов и сборов.
4. Срок проведения стимулирующей лотереи не может превышать двенадцать месяцев.
5. Территорией проведения стимулирующей лотереи в соответствии с ее условиями является территория, на которой реализуются соответствующие товары (услуги).

Условия стимулирующей лотереи

       
Условия стимулирующей лотереи утверждаются организатором стимулирующей лотереи и включают в себя:
1) наименование стимулирующей лотереи, если оно имеется;
2)указание на способ проведения стимулирующей лотереи и территорию ее проведения;
3) наименование организатора стимулирующей лотереи с указанием его юридического и почтового адресов, банковских реквизитов, идентификационного номера налогоплательщика и сведений об открытии счетов в кредитной организации;
4) сроки проведения стимулирующей лотереи;
5) права и обязанности участников стимулирующей лотереи;
6) порядок проведения розыгрыша призового фонда стимулирующей лотереи, алгоритм определения выигрышей;
7) порядок и сроки получения выигрышей;
8) порядок информирования участников стимулирующей лотереи об условиях этой лотереи (ст.9 Закона).
 
Согласно ст. 16 Закона договор между организатором и участником стимулирующей лотереи является безвозмездным. Предложение об участии в стимулирующей лотерее должно сопровождаться изложением условий лотереи. Такое предложение может быть или нанесено на упаковку конкретного товара, или размещено иным способом, позволяющим без специальных знаний установить связь конкретного товара (услуги) и проводимой стимулирующей лотереи.

Порядок направления заявки участником стимулирующей лотереи и порядок приема такой заявки определяются организатором стимулирующей лотереи в условиях стимулирующей лотереи.

Организатор стимулирующей лотереи может обусловить заключение договора на участие в стимулирующей лотерее совершением ее участником определенных действий, предусмотренных условиями такой лотереи (договор может быть оформлен заполнением анкеты).
      
При прекращении проведения стимулирующей лотереи организатор стимулирующей лотереи обязан опубликовать в средствах массовой информации сообщение о прекращении проведения стимулирующей лотереи или иным способом публично уведомить о таком прекращении.

Организатор стимулирующей лотереи обязан провести розыгрыш призового фонда стимулирующей лотереи, предназначенного для выплаты, передачи или предоставления выигрышей, и выплатить, передать или предоставить выигрыши выигравшим участникам стимулирующей лотереи, заключившим договоры на участие в такой лотерее до даты опубликования сообщения о прекращении проведения стимулирующей лотереи или иного публичного уведомления о таком прекращении.

Налогообложение по налогу на прибыль при проведении стимулирующей лотереи аналогично налогообложению при проведении промоакций.

За проведение стимулирующей лотереи с нарушением действующего законодательства предусмотрена административная ответственность, статьей 14.27 КоАП РФ установлен штраф за проведение лотереи без направления в установленном порядке уведомления в следующем размере: на юридических лиц - от 50 000 до 500 000 руб., на должностных лиц – от 4000 до 20 000 руб.

Проведение стимулирующей лотереи иным не предусмотренным Законом о лотереях способом не запрещено законом и не может служить основанием для вынесения запрета контролирующего органа на проведение лотереи (Постановление ФАС Московского округа от 26.09.2005 по делу N КА-А40/9225-05).

Кильянова,  Республиканское юридическое общество