Республиканское Юридическое Общество
+7 (495) 234-64-02
129366, г. Москва, проспект Мира, дом 150, ГК "Космос"

Налогообложение подарков от организации

В целях привлечения новых и повышения интересов постоянных клиентов организация может устраивать различные промоакции, опросы, раздачи и розыгрыши призов (подарочных сертификатов).
 
Согласно п.1. ст. 252 НК РФ, в целях гл. 25 "Налог на прибыль организаций" налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 Кодекса). Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором). Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

В данном случае расходы организации на покупку призов (подарков) можно счесть как экономически оправданные, поскольку эти расходы осуществляются с целью стимулирования людей к участию в розыгрышах.

Пунктом 16 ст. 270 НК предусмотрено, что при определении налоговой базы по налогу на прибыль расходы в виде стоимости безвозмездно переданного имущества (работ, услуг, имущественных прав) не учитываются.
Раздачу подарков после проведения розыгрыша не следует рассматривать как безвозмездную передачу, так как люди, их получившие, предварительно уже оказали услуги - участвовали в розыгрыше.

Таким образом, организация при документальном подтверждении расходов на выдачу подарков вправе учесть понесенные расходы в целях налогообложения прибыли согласно п.п. 49 п. 1 ст. 264 Кодекса как прочие расходы, связанные с производством и реализацией, на которые не распространяется ограничение в 1% от выручки, установленное п. 4 ст. 264 НК РФ для прочих расходов, и такие расходы учитываются организацией в полном объеме с учетом выполнения общих требований признания расходов для целей налогообложения, установленных в ст. 252 НК РФ.
      
Что касается налогообложения у физического лица, то в соответствии с  п. 28 ст. 217 НК РФ не подлежат налогообложению налогом на доходы физических лиц доходы, не превышающие 4000 руб., полученные налогоплательщиком за налоговый период в виде подарков от организаций.

Согласно ст. 24 НК РФ налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с НК РФ возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему РФ.

Также обращаем внимание,  что при получении физическими лицами от организации дохода в виде подарка стоимостью, не превышающей 4000 руб., организация не признается налоговым агентом, поскольку в таких случаях на организацию не возлагается обязанность исчисления, удержания у налогоплательщика и перечисления налога на доходы физических лиц.

Соответственно, организация не обязана представлять в налоговые органы сведения о таких доходах, полученных физическими лицами. Данный вывод содержится в Письме Минфина России от 26.07.2007 N 03-04-06-01/264.

Кильянова,  Республиканское юридическое общество