Республиканское Юридическое Общество
+7 (495) 234-64-02
129366, г. Москва, проспект Мира, дом 150, ГК "Космос"

Малое и среднее предпринимательство

Согласно п.1 ст.3 ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ субъектами малого и среднего предпринимательства являются хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям.

Категории субъектов малого и среднего предпринимательства определены в ст.4 ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

К субъектам малого и среднего предпринимательства относятся внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее - индивидуальные предприниматели), крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям:

1) для юридических лиц - суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать двадцать пять процентов (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать двадцать пять процентов;

2) средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:
а) от ста одного до двухсот пятидесяти человек включительно для средних предприятий;
б) до ста человек включительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия - до пятнадцати человек;

3) выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства. Предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) за предшествующий год без учета налога на добавленную стоимость установлены Постановлением Правительства РФ «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства» от 22 июля 2008г. №556 для следующих категорий субъектов малого и среднего предпринимательства:
микропредприятия - 60 млн. рублей;
малые предприятия - 400 млн. рублей;
средние предприятия - 1000 млн. рублей*.
--------------------------------------------------------------------------
* С 1 января 2010 года вступает в силу правило, согласно которому предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) и балансовой стоимости активов устанавливаются Правительством РФ один раз в пять лет с учетом данных сплошных статистических наблюдений за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства.

Категория субъекта малого или среднего предпринимательства определяется в соответствии с наибольшим по значению условием, установленным пунктами 2 и 3.

Категория субъекта малого или среднего предпринимательства изменяется только в случае, если предельные значения выше или ниже предельных значений, указанных в пунктах 2 и 3, в течение двух календарных лет, следующих один за другим.

Вновь созданные организации или вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели и крестьянские (фермерские) хозяйства в течение того года, в котором они зарегистрированы, могут быть отнесены к субъектам малого и среднего предпринимательства, если их показатели средней численности работников, выручки от реализации товаров (работ, услуг) или балансовой стоимости активов (остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов) за период, прошедший со дня их государственной регистрации, не превышают предельные значения, установленные в пунктах 2 и 3.

Средняя численность работников микропредприятия, малого предприятия или среднего предприятия за календарный год определяется с учетом всех его работников, в том числе работников, работающих по гражданско-правовым договорам или по совместительству с учетом реально отработанного времени, работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений указанных микропредприятия, малого предприятия или среднего предприятия.

Выручка от реализации товаров (работ, услуг) за календарный год определяется в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации.
Балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете.

В ст.7 ФЗ РФ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» установлены особенности нормативно-правового регулирования развития малого и среднего предпринимательства в РФ.

Федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами РФ могут предусматриваться следующие меры:

1) специальные налоговые режимы, упрощенные правила ведения налогового учета, упрощенные формы налоговых деклараций по отдельным налогам и сборам для малых предприятий.
Специальные налоговые режимы в соответствии с п.1 ст.18 ч.1 НК РФ устанавливаются НК РФ и применяются в случаях и порядке, которые предусмотрены НК РФ и иными актами законодательства о налогах и сборах.

Специальные налоговые режимы могут предусматривать особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных федеральных налогов и сборов, региональных и местных налогов.
К специальным налоговым режимам относятся:
- система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);
- упрощенная система налогообложения;
- система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;
- система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.

2) упрощенная система ведения бухгалтерской отчетности для малых предприятий, осуществляющих отдельные виды деятельности.

В ст. 5 ФЗ «О бухгалтерском учете» от 21.11.1996 N 129-ФЗ предусмотрена возможность для субъектов малого предпринимательства вести бухгалтерский учет в упрощенной форме. В соответствии с данной нормой Приказом Минфина России от 21.12.1998 N 64н были утверждены Типовые рекомендации по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства. Хотя сейчас Типовые рекомендации продолжают действовать в части, не противоречащей действующим нормативным актам по бухгалтерскому учету, они фактически не используются малыми предприятиями для организации бухучета.

Субъекты малого предпринимательства могут не применять ПБУ 18/02, утв. Приказом Минфина России от 19 ноября 2002 г. N 114н.

Кроме того, субъекты малого предпринимательства в соответствии с Приказом Минфина РФ «О формах бухгалтерской отчетности» от 22 июля 2003г. №67н не обязанные проводить аудиторскую проверку достоверности бухгалтерской отчетности в соответствии с законодательством РФ, могут принять решение о представлении бухгалтерской отчетности в объеме показателей по группам статей Бухгалтерского баланса и статьям Отчета о прибылях и убытках без дополнительных расшифровок в указанных формах и имеют право не представлять в составе бухгалтерской отчетности Отчет об изменениях капитала (форма N 3), Отчет о движении денежных средств (форма N 4), Приложение к бухгалтерскому балансу (форма N 5), пояснительную записку.

Субъекты малого предпринимательства, обязанные проводить аудиторскую проверку достоверности бухгалтерской отчетности в соответствии с законодательством РФ, имеют право не представлять в составе бухгалтерской отчетности Отчет об изменениях капитала, Отчет о движении денежных средств, Приложение к бухгалтерскому балансу при отсутствии соответствующих данных.

Следует учесть, что упрощенная система бухгалтерского учета, равно как и специальные налоговые режимы, упрощенные правила ведения налогового учета, упрощенные формы налоговых деклараций по отдельным налогам и сборам, предусмотрена только для субъектов малого предпринимательства, для субъектов среднего предпринимательства таких мер законодательство не устанавливает.

3) упрощенный порядок составления субъектами малого и среднего предпринимательства статистической отчетности;

4) льготный порядок расчетов за приватизированное субъектами малого и среднего предпринимательства государственное и муниципальное имущество;

5) особенности участия субъектов малого предпринимательства в качестве поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд;

6) меры по обеспечению прав и законных интересов субъектов малого и среднего предпринимательства при осуществлении государственного контроля (надзора);

7) меры по обеспечению финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;

8) меры по развитию инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;

9) иные направленные на обеспечение реализации целей и принципов «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» меры.
Определенный в ст.7 «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» перечень мер, которые могут предусматриваться нормативно-правовыми актами России, не является исчерпывающим.

Меры по обеспечению прав и законных интересов субъектов малого и среднего предпринимательства при осуществлении государственного контроля (надзора) (п.6).

Отношения в области защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, подведомственными им государственными учреждениями, уполномоченными на проведение государственного контроля (надзора) в соответствии с законодательством РФ, регулирует Федеральный закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" от 8 августа 2001 г. N 134-ФЗ.

Названный Закон содержит единственную норму, направленную на обеспечению прав и законных интересов субъектов малого и среднего предпринимательства при осуществлении государственного контроля (надзора), - в п. 4 ст. 7 установлено, что в отношении субъекта малого и среднего предпринимательства плановое мероприятие по контролю может быть проведено не ранее чем через 3 года с момента его государственной регистрации.

Необходимо иметь в виду, что ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" имеет довольно ограниченную сферу применения. Так, названный Закон согласно п.2 ст.1 не применяется к мероприятиям по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие органов государственного контроля (надзора) с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями и на них не возлагаются обязанности по предоставлению информации и исполнению требований органов государственного контроля (надзора), а также к мероприятиям по контролю, проводимым в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по их инициативе.

Согласно п. 3 ст.1 положения данного Закона не применяются к отношениям, связанным с проведением:

-налогового контроля;

-валютного контроля;

-бюджетного контроля;

-банковского и страхового надзора, а также других видов специального государственного контроля за деятельностью юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на финансовом рынке;


-транспортного контроля (в пунктах пропуска транспортных средств через Государственную границу Российской Федерации, а также в стационарных и передвижных пунктах на территории Российской Федерации);


-государственного контроля (надзора) администрациями морских, речных портов и инспекторскими службами гражданской авиации аэропортов на территориях указанных портов;


-государственного контроля (надзора), осуществляемого в области обеспечения безопасности движения, экологической безопасности и санитарно-эпидемиологического благополучия на железнодорожном транспорте;

-таможенного контроля;

-контроля безопасности при использовании атомной энергии;

-контроля за обеспечением защиты государственной тайны;

-санитарно-карантинного, карантинного фитосанитарного и ветеринарного контроля в пунктах перехода Государственной границы Российской Федерации;

-контроля объектов, признаваемых опасными в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также особо важных и режимных объектов, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации;

-оперативно-розыскных мероприятий, дознания, предварительного следствия, прокурорского надзора и правосудия;

-государственного метрологического контроля (надзора);

-государственного строительного надзора.

Следует отметить, что ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" действует до 30.06.2009.

С 1 июля 2009 года, за исключением частей 6 и 7 ст.9, вступает в силу ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ.

На основании п.3 ст.1 ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" положения данного Федерального закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются к мероприятиям по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля (далее также - органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля), и юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и на указанных лиц не возлагаются обязанности по предоставлению информации и исполнению требований органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, а также к действиям государственных органов при проведении оперативно-розыскных мероприятий, производстве дознания, проведении предварительного следствия, осуществлении прокурорского надзора и правосудия, проведении административного расследования, финансового контроля и финансово-бюджетного надзора, налогового контроля, валютного контроля, контроля на финансовых рынках, банковского надзора, расследовании причин возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний или отравлений, несчастных случаев на производстве, осуществлении государственного контроля в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации.

По сравнению с ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" от 8 августа 2001 г. N 134-ФЗ, сфера применения нового закона несколько изменена. Из перечня мероприятий, в отношении которых ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ не подлежит применению, исключены такие, как контроль за обеспечением защиты государственной тайны, государственный метрологический контроль (надзор), государственный строительный надзор и др. Вместе с тем, перечень изъятий из сферы применения Закона дополнен, в частности, действиями государственных органов при проведении административного расследования.

В отношении субъектов малого и среднего предпринимательства указанным Законом предусмотрены следующие положения, направленные на обеспечение их прав и законных интересов. Так, согласно п.5 ст.10 внеплановая выездная проверка юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, относящихся в соответствии с законодательством РФ к субъектам малого или среднего предпринимательства, может быть проведена по основаниям, указанным в подпунктах "а" и "б" пункта 2 части 2 ст.10, а именно в случае возникновения угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля после согласования с органом прокуратуры по месту осуществления деятельности таких юридических лиц, индивидуальных предпринимателей.

Особенности организации и проведения внеплановой проверки субъектов малого или среднего предпринимательства установлены в ст.10 "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".

Типовая форма заявления о согласовании органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с органом прокуратуры проведения внеплановой выездной проверки субъектов малого или среднего предпринимательства устанавливается уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

Порядок согласования органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с органом прокуратуры проведения внеплановой выездной проверки субъектов малого или среднего предпринимательства, а также утверждение органа прокуратуры для согласования проведения внеплановой выездной проверки устанавливается приказом Генерального прокурора РФ.

В день подписания распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о проведении внеплановой выездной проверки субъектов малого или среднего предпринимательства в целях согласования ее проведения орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля представляют либо направляют заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или в форме электронного документа, подписанного электронной цифровой подписью, в орган прокуратуры по месту осуществления деятельности субъектов малого или среднего предпринимательства заявление о согласовании проведения внеплановой выездной проверки. К этому заявлению прилагаются копия распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о проведении внеплановой выездной проверки и документы, которые содержат сведения, послужившие основанием ее проведения.

Заявление о согласовании проведения внеплановой выездной проверки субъектов малого или среднего предпринимательства и прилагаемые к нему документы рассматриваются органом прокуратуры в день их поступления в целях оценки законности проведения внеплановой выездной проверки.

По результатам рассмотрения заявления о согласовании проведения внеплановой выездной проверки субъектов малого или среднего предпринимательства и прилагаемых к нему документов не позднее чем в течение рабочего дня, следующего за днем их поступления, прокурором или его заместителем принимается решение о согласовании проведения внеплановой выездной проверки или об отказе в согласовании ее проведения.

Основаниями для отказа в согласовании проведения внеплановой выездной проверки являются:

1) отсутствие документов, прилагаемых к заявлению о согласовании проведения внеплановой выездной проверки субъектов малого или среднего предпринимательства;

2) отсутствие оснований для проведения внеплановой выездной проверки в соответствии с требованиями ч. 2 ст.10 ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля";

3) несоблюдение установленных требований к оформлению решения органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о проведении внеплановой выездной проверки;

4) осуществление проведения внеплановой выездной проверки, противоречащей федеральным законам, нормативным правовым актам Президента РФ, нормативным правовым актам Правительства РФ;

5) несоответствие предмета внеплановой выездной проверки полномочиям органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля;

6) проверка соблюдения одних и тех же обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, в отношении одного юридического лица или одного индивидуального предпринимателя несколькими органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля.

Если основанием для проведения внеплановой выездной проверки является причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обнаружение нарушений обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, в момент совершения таких нарушений в связи с необходимостью принятия неотложных мер органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля вправе приступить к проведению внеплановой выездной проверки незамедлительно с извещением органов прокуратуры о проведении мероприятий по контролю посредством направления документов, предусмотренных частями 6 и 7 ст.10 ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", в органы прокуратуры в течение двадцати четырех часов. В этом случае прокурор или его заместитель принимает решение о согласовании проведения внеплановой выездной проверки в день поступления соответствующих документов.

Решение прокурора или его заместителя о согласовании проведения внеплановой выездной проверки либо об отказе в согласовании ее проведения оформляется в письменной форме в двух экземплярах, один из которых в день принятия решения представляется либо направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или в форме электронного документа, подписанного электронной цифровой подписью, в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля.

В случае, если требуется незамедлительное проведение внеплановой выездной проверки, копия решения о согласовании проведения внеплановой выездной проверки направляется органом прокуратуры в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля с использованием информационно-телекоммуникационной сети.

Решение прокурора или его заместителя о согласовании проведения внеплановой выездной проверки или об отказе в согласовании ее проведения может быть обжаловано вышестоящему прокурору или в суд.

О проведении внеплановой выездной проверки, за исключением внеплановой выездной проверки, основания проведения которой указаны в п.2 ч.2 ст.10 ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом.

В случае, если в результате деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя причинен или причиняется вред жизни, здоровью граждан, вред животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также возникли или могут возникнуть чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, предварительное уведомление юридических лиц, индивидуальных предпринимателей о начале проведения внеплановой выездной проверки не требуется.

Органы прокуратуры осуществляют учет проводимых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля внеплановых выездных проверок субъектов малого и среднего предпринимательства, а также ежегодный мониторинг внеплановых выездных проверок.

В отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок проведения плановой выездной проверки не может превышать пятьдесят часов для малого предприятия и пятнадцать часов для микропредприятия в год.
В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и (или) длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз и расследований на основании мотивированных предложений должностных лиц органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящих выездную плановую проверку, срок проведения выездной плановой проверки может быть продлен руководителем такого органа, в отношении малых предприятий, микропредприятий не более чем на пятнадцать часов (ст.13 Закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля").

П.1 ст.20 Закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" предусмотрено, что результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с грубым нарушением установленных требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя. В п.2 указанной статьи перечислены случаи нарушений, являющихся грубыми, в том числе, в части проведения проверок субъектов малого и среднего предпринимательства.

Следует отметить, что в настоящее время существует неопределенность в законодательном закреплении полномочий милиции.

ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части исключения непроцессуальных прав органов внутренних дел РФ, качающихся проверок субъектов предпринимательской деятельности» от 26 декабря 2008 года N 293-ФЗ из ст.11 Закона «О милиции» от 18 апреля 1991 года N 1026-1, регулирующей права милиции, исключены следующие полномочия, которые предусматривались пунктами 25 и 35 соответственно:

- при наличии данных о влекущем уголовную или административную ответственность нарушении законодательства, регулирующего финансовую, хозяйственную, предпринимательскую и торговую деятельность, в целях установления оснований для возбуждения уголовного дела или дела об административном правонарушении по мотивированному постановлению начальника органа внутренних дел (органа милиции) или его заместителя:
производить в присутствии не менее двух понятых и представителя юридического лица, лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, либо его представителя, которым вручаются копия указанного постановления, а также копии протоколов и описей, составленных в результате указанных в настоящем пункте действий, а при отсутствии таковых - с участием представителей органов исполнительной власти или органов местного самоуправления осмотр производственных, складских, торговых и иных служебных помещений, других мест хранения и использования имущества;
производить досмотр транспортных средств в присутствии не менее двух понятых и лица, во владении которого находится транспортное средство, а в случаях, не терпящих отлагательства, - в отсутствие указанного лица;
изучать документы, отражающие финансовую, хозяйственную, предпринимательскую и торговую деятельность, требовать предоставления в пятидневный срок с момента вручения соответствующего постановления заверенных надлежащим образом копий указанных документов;
изымать с обязательным составлением протокола отдельные образцы сырья, продукции и товаров, необходимые для проведения исследований или экспертиз;
требовать при проверке имеющихся данных, указывающих на признаки преступления, обязательного проведения в срок не более тридцати дней проверок и ревизий финансовой, хозяйственной, предпринимательской и торговой деятельности, а также самостоятельно проводить в указанные сроки такие проверки и ревизии, изымать при производстве проверок и ревизий документы либо их копии с обязательным составлением протокола и описи изымаемых документов либо их копий.

- при наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступления, связанного с нарушением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, проводить проверки организаций и физических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В то же время, ст.6 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12 августа 1995 года N 144-ФЗ предусмотрены следующие виды оперативно-розыскные мероприятия, проводимые при осуществлении оперативно-розыскной деятельности проводятся следующие:
1. Опрос.
2. Наведение справок.
3. Сбор образцов для сравнительного исследования.
4. Проверочная закупка.
5. Исследование предметов и документов.
6. Наблюдение.
7. Отождествление личности.
8. Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств.
9. Контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений.
10. Прослушивание телефонных переговоров.
11. Снятие информации с технических каналов связи.
12. Оперативное внедрение.
13. Контролируемая поставка.
14. Оперативный эксперимент.

Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, включает в себя финансовую, имущественную, информационную, консультационную поддержку таких субъектов и организаций, поддержку в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации их работников, поддержку в области инноваций и промышленного производства, ремесленничества, поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность, поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих сельскохозяйственную деятельность (п.1 ст16 ФЗ РФ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»).

 П.1 ст.18 Закона г. Москвы «О поддержке и развитии малого и среднего предпринимательства в г. Москве» от 26 ноября 2008 года N 60 также содержит перечень форм поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

П.5 ст.1 Закона г. Москвы «О поддержке и развитии малого и среднего предпринимательства в г. Москве» от 26 ноября 2008 года N 60 предусмотрено ведение Реестра субъектов малого и среднего предпринимательства Москвы - систематизированной базы данных о субъектах малого и среднего предпринимательства.

Субъекты малого и среднего предпринимательства имеют право на внесение сведений о них в Реестр субъектов малого и среднего предпринимательства Москвы в добровольном порядке. Наряду с указанным Реестром, уполномоченный орган ведет Реестр субъектов малого и среднего предпринимательства - получателей поддержки в порядке, установленном Правительством РФ в соответствии с Федеральным законом "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации".

В Реестре, на основании п.2 ст.9 Закона г. Москвы «О поддержке и развитии малого и среднего предпринимательства в г. Москве», содержатся следующие сведения:
1) полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименование, в том числе фирменное наименование, адрес (место нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица, государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица;
2) фамилия, имя и (в случае, если имеется) отчество, место жительства индивидуального предпринимателя, государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя;
3) идентификационный номер налогоплательщика;
4) виды экономической деятельности, осуществляемые субъектом малого и среднего предпринимательства;
5) применяемые специальные налоговые режимы (системы налогообложения);
6) иные сведения по решению уполномоченного органа.

Порядок ведения Реестра и предоставления хранящейся в нем информации определяется Правительством Москвы.

Порядок организационного, документационного и информационного обеспечения работы Департамента поддержки и развития малого предпринимательства города Москвы с заявителями - субъектами предпринимательской деятельности при внесении в Реестр субъектов малого предпринимательства Москвы и выдаче Свидетельства о внесении в Реестр субъектов малого предпринимательства Москвы в режиме "одного окна" определен Регламентом подготовки Департаментом поддержки и развития малого предпринимательства г.Москвы свидетельства о внесении в Реестр субъектов малого предпринимательства Москвы в режиме «одного окна» (Приложение к Постановлению Правительства Москвы от 13 февраля 2007 г. N 97-ПП).

Порядок ведения Реестра, основные принципы его функционирования, установление перечня информации о субъектах Реестра, порядок ее сбора, обработки и актуализации, полномочия и ответственность держателя Реестра, его уполномоченных представителей, а также организаций, являющихся пользователями Реестра, форма выдаваемого Свидетельства установлены распоряжением Мэра Москвы от 7 мая 1997 г. N 367-РМ "О создании Реестра субъектов малого предпринимательства Москвы".

Службы "одного окна" организованы в Департаменте поддержки и развития малого предпринимательства города Москвы и центрах развития предпринимательства города Москвы, расположенных в административных округах города Москвы.

Список документов, представляемых заявителем для получения Свидетельства, приведен в Приложении к Регламенту – регламентной таблице подготовки, согласования и выдачи в режиме «одного окна» Департаментом поддержки и развития малого предпринимательства г. Москвы свидетельства о внесении в реестр субъектов малого предпринимательства Москвы, и включает:

1. Заявление по установленной форме.
К Заявлению представляются для сверки (возвращаются Заявителю) следующие документы:
- копия Свидетельства о внесении в Единый государственный реестр                        юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, нотариально                          заверенная или с предъявлением подлинника; 
- копия Свидетельства о постановке на налоговый учет и присвоении                           идентификационного номера налогоплательщика (ИНН); 
- уставные и учредительные документы;      
- справка ЕГРПО о присвоении кодов государственной статистики;
- копия годовой бухгалтерской отчетности (баланса): Ф1, Ф2 и ПМ;
- декларация по налогу на доходы физических лиц.  

2. Сведения о филиалах, представительствах, территориально обособленных подразделениях;

3. Сведения об учредителях (участниках, акционерах);

4. Сведения из бухгалтерской отчетности.
Согласно п. 4.2. Распоряжения Мэра Москвы от 7 мая 1997 г. N 367-РМ "О создании Реестра субъектов малого предпринимательства Москвы». Субъекты малого предпринимательства, удовлетворяющие установленным критериям, для включения в Реестр должны представить Держателю Реестра следующий комплект документов и реквизитов:

- заявление (с приложениями) по утвержденной Держателем Реестра форме о внесении в Реестр, подписанное руководителем юридического лица (предпринимателем без образования юридического лица);

- копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица (предпринимателя без образования юридического лица) (нотариально заверенная или с предъявлением подлинника);

- копия свидетельства о постановке на налоговый учет и присвоении идентификационного номера налогоплательщика (ИНН);

- для юридических лиц - справка, подписанная руководителем или главным бухгалтером, с указанием среднесписочной численности работников, включая работающих по совместительству, а также лиц, не состоящих в штате (выполняющих работы по договорам гражданско-правового характера), за последний отчетный период с приложением подтверждающих документов (действующих на момент подачи заявления форм статистической и налоговой отчетности);

- отчет о финансовых результатах и их использовании за последний отчетный период с отметкой налогового органа или формы, предусмотренные упрощенной системой налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства, содержащие информацию о валовой выручке (совокупном доходе) от реализации продукции (услуг, работ). В целях осуществления сверки информации при подаче заявления предъявляются уставные и учредительные документы, справка ЕГРПО о присвоении кодов государственной статистики.

По решению Держателя Реестра возможен запрос дополнительных документов, подтверждающих информацию, указываемую в заявлении о внесении в Реестр (при этом установленный срок рассмотрения заявления увеличивается на время получения запрошенных документов).

Поскольку в Приложении к Регламенту – регламентной таблице подготовки, согласования и выдачи в режиме «одного окна» Департаментом поддержки и развития малого предпринимательства г. Москвы свидетельства о внесении в реестр субъектов малого предпринимательства Москвы и Распоряжении Мэра Москвы от 7 мая 1997 г. N 367-РМ "О создании Реестра субъектов малого предпринимательства Москвы» содержатся несколько отличные требования к комплекту документов, необходимых для внесения  в Реестр, а также с учетом того, возможен запрос дополнительных документов, видится целесообразным уточнять перечень документов непосредственно в территориальном агентстве по развитию предпринимательства.

Внесение субъектов малого предпринимательства в Реестр производится на добровольной основе, безвозмездно, и является необходимым условием для предоставления им льгот и преимуществ, установленных городскими законодательными и нормативными актами.
При этом, как отмечено в Письме Управления МНС РФ по г. Москве «О порядке ведения реестра субъектов малого предпринимательства» от 24 ноября 1999 г. N 03-08/15661, свидетельство о внесении в Реестр субъекта малого предпринимательства Москвы не может служить основанием для предоставления или отказа в предоставлении налоговых льгот, установленных действующим федеральным налоговым законодательством для субъектов малого предпринимательства.

Допускается направление указанных документов Держателю Реестра ценным почтовым отправлением с уведомлением и описью вложения с приложением конверта (открытки) с обратным адресом отправителя. Датой представления документов считается дата их фактического поступления и регистрации уполномоченным представителем Держателя Реестра.

Держатель Реестра самостоятельно или с привлечением уполномоченного представителя рассматривает заявление и надлежащим образом оформленные документы в срок не более 15 рабочих дней с даты их фактического поступления (за исключением случаев направления запросов на представление уточняющей информации) и в случае соответствия информации в них необходимым требованиям включает субъект малого предпринимательства в Реестр (Ремесленный реестр), информирует субъект малого предпринимательства и выдает ему Свидетельство о внесении в Реестр субъектов малого предпринимательства Москвы установленной формы.

Срок действия Свидетельства не ограничен при условии своевременного ежегодного подтверждения его действия. При выдаче Свидетельства Заявитель информируется о сроках подтверждения внесения в Реестр, т.е. о том, что субъект малого предпринимательства не позднее чем за 20 дней до истечения срока, указанного в поле "Отметки о подтверждении включения в Реестр", подтверждает свой статус, представив держателю Реестра комплект документов по перечню, установленному на момент подачи Заявления.

Информация о территориальных агентствах по развитию предпринимательства, включая адреса и телефоны, содержится в Совместном обращении Департамента поддержки и развития малого предпринимательства и государственной налоговой инспекции по г. Москве (Приложение к письму ГНИ по г. Москве от 4 марта 1998 г. N 11-13/5609).


Таким образом, законодательством РФ установлены критерии отнесения хозяйствующих субъектов к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям. Внесение субъектов малого предпринимательства в Реестр производится на добровольной основе, безвозмездно, и является основанием для предоставления льгот, в том числе налоговых, установленных действующим федеральным законодательством, а также необходимым условием для предоставления льгот и преимуществ, установленных законодательными и нормативными актами г. Москвы.

Наличие статуса субъекта малого или среднего предпринимательства позволяет, в частности, воспользоваться преимуществами, которые предоставлены субъектам малого и среднего предпринимательства при осуществлении государственного контроля.

При этом следует помнить, что положения законодательства, предусматривающие защиту прав и законных интересов субъектов малого и среднего предпринимательства, не применяются к отношениям, связанным с проведением оперативно-розыскных мероприятий, производстве дознания, проведении предварительного следствия, осуществлении прокурорского надзора и правосудия, а с 1 июля 2009 года и с проведением административного расследования.

Порядок организации и проведения вышеназванных мероприятий, регулируется соответствующими нормативно-правовыми актами.

Полномочия милиции, связанные с осуществлением оперативно-розыскной деятельности, производством дознания, проведением предварительного следствия,  в настоящее время не определены законодательством РФ однозначно.


Ярчук Е.В.,  Республиканское юридическое общество